Человек в космосе

Ю.А. Гагарин Ю.А. Гагарин

Наша страна по праву считается родиной первых космических стартов. 4 октября 1957 г. все человечество стало свидетелем первого в мире полета в космос советского искусственного спутника Земли. Вслед за ним на орбиту вокруг Земли были выведены очередные искусственные спутники, потом — пробные полеты космических кораблей, затем — межпланетные автоматические станции. Всего до первого полета человека в космос было запущено более 50 космических летательных аппаратов, с помощью которых упорно и скрупулезно велись необходимые исследования.

Март 1961 г. Этот месяц был самым напряженным для тех, кто готовил к полету корабль «Восток», ракету-носитель и стартовый комплекс, и особенно для тех, кто готовился к старту в космос.

25 марта 1961 г. в СССР на орбиту вокруг Земли был выведен пятый корабль-спутник весом 4695 килограммов. В его кабине находились манекен космонавта, собака Звездочка и различные биологические объекты. Корабль успешно выполнил программу и после одного оборота вокруг Земли совершил посадку. Во время полета еще раз были проверены бортовые программные устройства, аппаратура, приборы ориентации корабля, тормозные двигательные установки, системы ручного управления, спуска и приземления, радиоаппаратура, устройства контроля полетом и регистрации физиологических функций человека. Запуск и полет корабля-спутника показали, что этап подготовки полета человека в космос завершен.

По специальной программе усиленно готовилась и группа космонавтов. Каждый хорошо знал, что только одному выпадет великая честь первым открыть путь в космические просторы. Их тренировкой постоянно интересовались все, кто руководил подготовкой полета. Для участия в первом космическом полете были отобраны два космонавта.

На космодроме в эти дни также шла напряженная и кропотливая работа. Инженерам, техникам, рабочим не раз приходилось отправлять со стартовых площадок космические ракеты в космос. Но теперь в полет на космическом корабле впервые отправится человек.

На космодром летели люди, непосредственно занимающиеся подготовкой космонавтов, технические специалисты, а также мы, спортивные комиссары. Байконур встретил нас теплой солнечной погодой. По-весеннему светило солнце, пустынная степь оживала после зимних крепких морозов и сильных метелей. Среди встречающих конструкторы, ученые, которые принимали участие в создании космического корабля, решали многие сложные теоретические проблемы по осуществлению полета и обеспечению безопасности человека.

За несколько дней до старта мы взвесили космический корабль «Восток», составили необходимые материалы, которые после завершения полета должны были войти в отчет об этом космическом путешествии.

1961 год, 12 апреля. Время старта приближается. По радио объявляется часовая готовность, затем получасовая, стартовая площадка пуста. Все, кто должен обслуживать запуск, заняли свои места. Космический корабль стоит, словно всматриваясь в небесные просторы, изучая путь, по которому ему впервые предстоит унести в космос человека.

На экране телевизора хорошо видно лицо космонавта. Он бодр и весел. «Чувствую себя хорошо, перчатки надел, гермошлем закрыл, к старту готов»,— докладывает Юрий Гагарин.

Последние секунды!.. Взоры всех обращены на космический корабль. В наступившей тишине раздается голос хронометриста: «Один.., два.., три». Это секунды.

По радио слышно, как Гагарин говорит: «Поехали! Все проходит нормально!». Доносится нарастающий грохот двигателей. В пламени, выбивающемся из сопел двигателей, корпус ракеты как бы нехотя приподнимается над стартовым устройством. Словно живое существо, она в каком-то раздумье, чуть подрагивая, на секунду-другую зависает у земли и вдруг, оставляя за собой бушующий вихрь огня, исчезает. Только виден в небе яркий огненный след.

Спортивный комиссар фиксирует на секундомере время отрыва космического корабля от стартового устройства: «12 апреля 1961 года 9 часов 07 минут московского времени, космодром Байконур». Впервые в истории человечества начался полет человека в космос. Летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле-спутнике «Восток» — в космосе!

Район приземления. Здесь все приготовлено для встречи космонавта на родной Земле. За день до старта с утра повалил снег, но к полудню растаял, и улицы города превратились в реки. Погода была неустойчивой, и это всех волновало. Но 12 апреля с самого утра солнце засияло по-весеннему. Кажется, сама природа радовалась первому полету человека в космос.

В полной готовности все средства связи и радиотехнического контроля. Самолеты и вертолеты из группы поиска и эвакуации в воздухе. С ними поддерживает непрерывную связь командный пункт. В 9 часов 51 минуту на корабле «Восток» включилась автоматическая система ориентации. В 10 часов 15 минут на борт корабля поступают команды о подготовке к спуску. В 10 часов 25 минут по автоматическому циклу включилась тормозная двигательная установка (ТДУ).

До приземления осталось 30 минут. «Восток» начал сходить с орбиты. После отделения от корабля приборного отсека в 10 часов 35 минут спускаемый аппарат корабля «Восток» вошел в плотные слои атмосферы. Пропала невесомость. На космонавта навалились восьмикратные перегрузки. В иллюминаторе Ю. А. Гагарин видит, как бушует пламя вокруг корабля. Температура на поверхности «Востока» достигла нескольких тысяч градусов, а в кабине корабля — плюс 20° С. Космонавт чувствует, как «Восток» начало трясти. До приземления оставалось 20 минут. Скорость снижения 220 метров в секунду. Высота 7000 метров. Юрий Алексеевич почувствовал резкий толчок. Его сильно прижало к сиденью. Это раскрылся тормозной парашют. Скорость снижения уменьшилась. В это время произошел отстрел крышки люка, а через две секунды была автоматически введена парашютная система приземления.

И вот наступило долгожданное мгновение: в 10 часов 55 минут летчик-космонавт СССР Ю. А. Гагарин, облетев земной шар на космическом корабле «Восток» и выполнив программу полета, приземлился в заданном районе, в 26 километрах юго-западнее города Энгельса Саратовской области, вблизи деревни Смеловка Терновского района.

...Юрий Гагарин увидел женщину с девочкой, которые с любопытством смотрели на него. Космонавт в ярко-оранжевом скафандре направился к ним. Сняв гермошлем, он крикнул им: «Свой, товарищи, свой!» В это время с криком: «Юрий Гагарин, Юрий Гагарин!» подбежали с полевого стана механизаторы, окружили космонавта плотным кольцом. Люди обнимали героя, поздравляли его с великим подвигом. Они помогли Гагарину снять скафандр, кто-то дал ему свою фуражку, с которой он потом долго не расставался. В сопровождении местных жителей Гагарин подошел к спускаемому аппарату космического корабля и тщательно осмотрел его. В это время появился вертолет со специалистами из группы встречи, спортивным комиссаром, кинооператорами. Все бросились к космическому кораблю, у которого стоял улыбающийся первооткрыватель космических полетов, гражданин Советского Союза Юрий Гагарин. Горячие объятия, поздравления... Это были счастливые минуты.

Хотя я знал, что передо мной именно он, космонавт-один Юрий Гагарин, все же, как этого требует Спортивный кодекс, попросил его показать удостоверение, записал номер и дату выдачи, зарегистрировал в специальном бланке фамилию, имя, отчество, дату и время приземления, проверил опознавательные знаки космического корабля, на котором была надпись «Восток — СССР».

Здесь же на месте приземления были зарегистрированы три первых абсолютных мировых космических рекорда, установленные в легендарном полете Юрием Алексеевичем Гагариным: рекорд продолжительности полета (108 минут), рекорд высоты полета (327,7 километра) и рекорд максимального груза, поднятого на эту высоту (4725 килограммов).

Кроме абсолютных мировых рекордов полета в космос, Юрий Гагарин установил два всесоюзных рекорда по радиосвязи. Они также явились и международным достижением: осуществление впервые в мире двусторонней радиосвязи «Земля — Космос», «Космос — Земля» в диапазоне коротких волн (9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца) и в диапазоне ультракоротких волн (143,625 мегагерца).

...Мы вернулись к космическому кораблю, окруженному местными жителями, забрали скафандр, бортовой журнал, некоторые приборы, вещи и возвратились на вертолет. По выражению лица космонавта было видно, что он устал. Все понимали его состояние. Ведь в первом космическом полете никто не мог дать гарантию полной безопасности. И только снова очутившись на родной Земле, он по-настоящему осознал происшедшее... Несколько минут полета — и мы на аэродроме. Цветы, крики «Ура!», «Первому космонавту мира — слава!». Гагарин поднимает руки, улыбается, сердечно прощается со всеми, заходит в самолет и вдруг останавливается и спрашивает: «А где часы, те, что были со мной в космосе, они пришиты к левому рукаву скафандра?».

Принесли скафандр, отрезали часы, Юрий бережно положил их в карман... В самолете врач В. Г. Волович снова осмотрел космонавта. Проверил пульс, давление, сердце — все в порядке, самочувствие превосходное. Здесь же мы сфотографировались с космонавтом. Самолет берет курс на город Куйбышев, где космонавта ждут члены Государственной комиссии, друзья, корреспонденты и жители большого волжского города.

В самолете Гагарин охотно съел фрукты и выпил виноградный сок. Я сказал ему, что им установлено сразу три абсолютных мировых рекорда, спросил, как он перенес невесомость.

— Невесомость — очень интересное ощущение. Руку поднял — она висит в воздухе, пока не приложишь усилие, чтобы ее опустить. Блокнот повис в воздухе и плавал, пока я его не поймал. Двухсторонняя связь с Землей была большой моральной поддержкой. Я не чувствовал себя одиноким и был совершенно уверен, что техника не подведет.

На следующий день состоялось заседание Государственной комиссии, на котором был сделан доклад человека, который впервые побывал в космосе. Он рассказывал о работе систем корабля в полете, о всем том, что он увидел и пережил за пределами Земли, на космической орбите.

На корабле не было технических неполадок, самочувствие у Юрия Алексеевича было хорошее. Этот первый полет человека в космическое пространство проведен блестяще.

Гагарин первым испытал новую ступень скоростей, достигнутых техникой. Вспомним, сколь стремительным был скачок. В начале XX века паровозы мчались наравне с первыми автомобилями и самолетами. Железные дороги и сейчас соперничают с автомобильным транспортом благодаря дизельным, электрическим и газотурбинным двигателям. Скорость самолетов нарастала весьма постепенно, подобралась к звуковому барьеру, с немалым трудом перевалила и через него. Прошло много лет, пока самолеты стали летать вдвое, затем втрое быстрее звука. Это уже скорость артиллерийского снаряда. Но такой самолет по сравнению с кораблем типа «Восток» — словно пешеход перед мчащимся автомобилем. Космическая борозда, проложенная советским человеком Юрием Гагариным в небесной целине, навсегда останется в памяти всего человечества.

Этот замечательный советский человек, проложивший путь к звездам, навсегда останется в памяти всех людей Земли.

Всем миром Ю.А. Гагарин признан первым покорителем космоса, установившим абсолютные мировые космические рекорды. Он является первым космонавтом, за свой подвиг награжденным ФАИ Большой золотой медалью. Учитывая исключительно большие заслуги летчика-космонавта СССР Ю. А. Гагарина, 61-я Генеральная конференция Международной авиационной федерации, проходившая в Лондоне с 26 по 30 ноября 1968 г., единодушно приняла решение об утверждении Золотой медали имени первого космонавта. Ежегодно Совет ФАИ присуждает медаль имени Ю. А. Гагарина летчику-космонавту, достигшему в истекшем году наивысших результатов в области освоения человеком космического пространства в мирных целях.

61-я Генеральная конференция ФАИ, по предложению делегации Федерации авиационного спорта СССР, приняла также решение об учреждении Международного дня авиации и космонавтики, который начиная с 1968 г. отмечается ежегодно 12 апреля — в день первого полета человека в космос, совершенного Ю. А. Гагариным.

Учреждение ФАИ медали имени Ю. А. Гагарина и Международного дня авиации и космонавтики является международным признанием выдающихся успехов советской науки в исследовании и изучении космического пространства в мирных целях.

История космонавтики

Читайте в рубрике «История космонавтики»:

/ Человек в космосе