На орбите корабль «Союз-1»
Принципиальные схемы построения корабля «Восток», а затем и корабля «Восход» явились основой для конструирования и дальнейшего совершенствования космических кораблей новых типов и классов.
В то время как на орбитах вокруг Земли совершали свои полеты космические корабли типа «Восход», по чертежам и расчетам конструкторов в цехах заводов создавались новые, многоместные более мощные пилотируемые космические корабли. Этим космическим кораблям, получившим название «Союз», предстояло выполнить обширный комплекс исследований околоземного космического пространства и работы по стыковке и созданию постоянных орбитальных станций. Появление космических кораблей «Союз» знаменует собой новый этап в развитии пилотируемых космических аппаратов.
По конструктивным данным корабль «Союз» намного отличается от своих собратьев по исследованию Вселенной — кораблей «Восток» и «Восход». Вместо двух отсеков, которые имели корабли «Восток» и «Восход», «Союз» состоит из трех основных отсеков: спускаемого, орбитального и приборно-агрегатного.
Орбитальный отсек служит для проведения научных исследований, выхода в космос, местом работы, сна и отдыха космонавтов. Кроме аппаратуры связи, здесь имеется всеволновый радиоприемник для прослушивания передач наземных радиовещательных станций; специальный «сервант», где размещается научная аппаратура, аптечка, предметы гигиены и т. д. Орбитальный отсек может быть использован в качестве шлюзовой камеры для выхода человека в космос. В этом случае предусмотрено как автоматическое, так и ручное стравливание газов и наддув отсека. Люк для выхода в космос открывается или автоматически или вручную.
Спускаемый отсек (кабина космонавтов) предназначен для размещения экипажа при выведении на орбиту и возвращении на Землю. Теплозащитное покрытие предохраняет корпус спускаемого аппарата от интенсивного аэродинамического нагрева при спуске на Землю. Он имеет такую форму, благодаря которой обеспечивается управляемый спуск с использованием аэродинамического качества. В спускаемом аппарате размещены кресла космонавтов, пульт управления кораблем, системы управления спуском, радиосвязи, жизнеобеспечения, парашютные системы.
В кабине корабля с помощью системы терморегулирования и регенерации поддерживаются нормальные земные условия (давление, газовый состав, температура, влажность). В кабине находятся контейнеры с запасом, пищи и воды. В полете экипаж может находиться в обычной одежде, без скафандров. На корпусе спускаемого аппарата установлены реактивные двигатели, которые используются для управления спуском и мягкой посадкой. Посредством разворотов спускаемого аппарата по углу крена осуществляется изменение величины и направления подъемной силы, что снижает перегрузки до 3—4 единиц и существенно повышает точность приземления. Орбитальный отсек и кабина космонавтов сообщаются между собой с помощью герметичного люка-лаза. Общий объем этих двух отсеков составляет 9 кубических метров.
В приборно-агрегатном отсеке размещаются агрегаты системы терморегулирования, аппаратура радиосвязи и радиотелеметрии, система энергопитания, приборы системы ориентации и управления движением со счетно-решающими устройствами и двигательные установки для обеспечения маневров в космосе. В хвостовой части корабля на приборно-агрегатном отсеке укреплены панели солнечных батарей с полезной площадью около 14 квадратных метров.
Оборудование космического корабля «Союз» полностью обеспечивает его автономный полет и пилотирование, а двигательные установки позволяют совершать маневры до высоты 1300 километров.
Одной из основных систем корабля «Союз» является система ориентации и управления движением. С помощью этой системы в процессе полета как автоматически, так и вручную осуществляются ориентация корабля, управление им при сближении, причаливании и стыковке. В эту систему входят ионные, инфракрасные и оптические датчики ориентации, оптический визир-ориентатор космонавта, гироскопические приборы и электронные счетно-решающие блоки управления, радиотехническая аппаратура поиска и наведения, система исполнительных органов-двигателей малой тяги и две ручки управления кораблем. Одна ручка — для управления линейными перемещениями корабля, вторая — для управления разворотами.
При сближении с другим летательным аппаратом космонавт для наблюдения использует оптический визир и внешние телекамеры. Радиотехнические средства корабля «Союз» обеспечивают прием команд с Земли, двустороннюю радиотелефонную и телеграфную связь, определение параметров орбиты, передачу на Землю телевизионного изображения внутренней и внешней обстановки корабля.
Космические корабли «Союз» оснащены системой стыковки. На «Союзах» можно осуществлять полеты до 30 суток. Их конструкция обеспечивает безопасность экипажу от солнечной радиации.
Космические корабли «Союз» прошли тщательные наземные испытания в лабораторных, стендовых, летных условиях на вибропрочность, тепловую защиту, герметичность, различные условия приземления, испытывались отделение орбитального отсека и спускаемого аппарата, раскрытие антенн и солнечных батарей, работа систем приземления.
Испытать космический корабль «Союз-1» было поручено летчику-космонавту СССР Герою Советского Союза инженер-полковнику Владимиру Михайловичу Комарову. Этот скромный, волевой и мужественный человек в октябре 1964 г. вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым выдержал серьезный экзамен во время полета на корабле «Восход».
Когда Государственная комиссия утвердила Владимира Комарова командиром корабля «Союз-1», Юрий Гагарин сказал о нем: «С моей точки зрения, очень хорошо, что выполнение столь сложного задания поручили именно Комарову. Выбор очень удачный. Это высокообразованный, отлично тренированный космонавт. Необходимо подчеркнуть, что выполнять программу он будет не просто как летчик-космонавт, а как человек, ставший за несколько лет космической подготовки специалистом своего дела. Инженерный космический профиль стал для него профессией. Подобная деталь очень важна, если учесть характер нынешнего задания».
23 апреля 1967 г. Космодром Байконур. Час ночи. Ракета-носитель с космическим кораблем «Союз-1», освещенная со всех сторон прожекторами, величественно стоит на стартовом столе. Через 30 минут автобус доставляет В. М. Комарова к ракете. Лифт увозит космонавта на вершину ракеты, к кораблю. Объявляется предстартовая готовность.
Ровно в 3 часа 35 минут 23 апреля 1967 г. стартует ракета, унося с собой корабль «Союз-1». Прошли считанные минуты, и «Союз-1» вышел на космическую орбиту с периодом обращения 88,6 минуты, максимальной высотой 224 километра, минимальной высотой 201 километр. Начался испытательный полет.
Владимир Комаров обстоятельно докладывает на пункт управления о работе систем корабля, о своем самочувствии и итогах наблюдений, проводимых в космосе. Голос космонавта спокойный, рассудительный. Он сжато, точно, ясно и конкретно отвечает на вопросы Земли. С полной ответственностью В. М. Комаров понимает, что этот полет — сложнейший испытательный эксперимент. А любой новый эксперимент, первые шаги в неизведанное — это тяжелая, напряженная и опасная работа, которая требует от испытателя большой силы воли, выдержки, самообладания. Программа полета подходила к завершению. С космодрома Байконур мы вылетели на самолете ИЛ-18 в район приземления. Поисковая группа находилась в полной готовности к встрече с космонавтом на родной Земле. На вертолетах летим к расчетному месту приземления корабля «Союз-1».
24 апреля, к концу суточного полета, В. М. Комарову были даны команды о прекращении дальнейшего полета. Над районом Африки на борт корабля по радиотелеметрическим каналам в программно-временное устройство поступили закодированные команды на спуск. В точно назначенное время включилась система ориентации корабля. После этого сработала тормозная двигательная установка. Скорость начала уменьшаться. «Союз-1» начал сходить с орбиты.
Через некоторое время произошло разделение отсеков. Владимир Комаров доложил, что все идет нормально. Это были его последние слова. Спускаемый аппарат вошел в плотные слои атмосферы в строго определенное время и в назначенный коридор. Мы все с нетерпением ждали приземления космонавта.
Но произошло неожиданное. На высоте 7 километров не раскрылся купол основного парашюта, который должен был погасить скорость падения (она равна 220 метров в секунду — около 800 километров в час).
Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Владимир Михайлович Комаров трагически погиб.
Не стало замечательного человека, отважного испытателя и отличного товарища. Это была тяжелая утрата для всех людей, живущих на нашей планете. Владимир Михайлович Комаров своими полетами в космос на кораблях «Восход» и «Союз» внес неоценимый вклад в дело дальнейшего развития и совершенствования космической техники. Его светлое имя человечество навсегда сохранит в летописи освоения космоса.
Читайте в рубрике «История космонавтики»: |