Героический полет «Союза-11»
6 июня 1971 г. мы были свидетелями восемнадцатого старта пилотируемого космического корабля «Союз-11». Это произошло в 7 часов 55 минут на космодроме Байконур.
Перед экипажем космического корабля «Союз-11» в составе командира Г. Т. Добровольского, бортинженера В. Н. Волкова и инженера-испытателя В. И. Пацаева Государственной комиссией была поставлена большая и ответственная задача — состыковаться с орбитальной научной станцией «Салют», перейти в ее помещения и в течение многих суток провести запланированные научно-технические исследования и эксперименты.
Ученые, инженеры, техники, рабочие день и ночь трудились возле этих уникальных аппаратов, готовя их к выполнению ответственных работ на космических орбитах.
Нашим ученым впервые за всю историю активного освоения человеком космоса удалось решить сложную научно-техническую проблему — создать орбитальную пилотируемую станцию. Для этого потребовались годы упорного, настойчивого труда многих коллективов. Мы знаем, что в январе 1969 г. в результате стыковки двух пилотируемых многоместных космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» впервые в мире была создана экспериментальная космическая станция.
Успешный космический рейс «Союза-4» и «Союза-5» позволил решить много научно-технических задач, имеющих большое практическое значение для создания будущих орбитальных станций.
Мы знаем, что на организм человека в космическом полете действует много факторов: перегрузки, вибрации, шумы и, конечно, невесомость.
Невесомость — большая проблема для ученых многих стран мира. Мы уже говорили, что космонавты, совершившие полеты в космос и перенесшие это необычное состояние, чувствовали себя по-разному. Одни ощущали приятную легкость, другие испытывали иллюзии падения, переворачивания вниз головой, потерю ориентировки в пространстве, у некоторых невесомость вызывала сильные приступы «морской болезни». Поэтому не случайно в Советском Союзе и США был проведен ряд экспериментов в космосе, связанных с длительным пребыванием человека и животных в состоянии невесомости.
За 14 суток полета на космическом корабле «Джемини-7» в 1965 г. американские космонавты Борман и Ловелл в результате некоторого обезвоживания организма потеряли в весе соответственно 4,3 и 2,7 килограмма. У космонавтов наблюдалось раздражение слизистой оболочки носа и глаз и кратковременное понижение тонуса, один из них (Борман) неспокойно спал.
В 1966 г. в Советском Союзе на орбиту искусственного спутника Земли был запущен спутник «Космос-110» с подопытными животными, которые через 22 дня, после выполнения программы, приземлились на 330-м витке. Было установлено, что в начале полета у животных наблюдались уменьшение объема мышечной массы, нарушение координации движений, учащенный пульс и т. д. Ученые также определили, что в начале полета происходило повышенное выделение из организма солей кальция, животные теряли в весе за счет уменьшения мышечной массы и некоторого обезвоживания. Известно, что при потере 20% соли у человека наступают судороги, а если организм человека теряет 15% воды, он может погибнуть.
Еще задолго до полета человека в космос высказывались разные мнения о влиянии невесомости на состояние организма человека и на его психическую деятельность. В первых полетах космонавты подтвердили, что это явление действительно некоторым из них приносило много неприятных ощущений.
Если первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин, который находился в невесомости около одного часа, без особых затруднений выполнял свои функции, то Г. С. Титов это состояние, как мы уже говорили, перенес с некоторыми неприятными ощущениями (головокружение, иллюзии «плавания» при резком повороте головы, потеря аппетита и т. д.). В следующих полетах космонавты каждый по-разному переносил состояние невесомости. Но в основном все летавшие космонавты перенесли его без каких-либо заметных ухудшений самочувствия. Правда, А. Г. Николаев и В. И. Севастьянов после завершения 18-суточного полета на корабле «Союз-9» медленно приспосабливались к земным условиям. Им потребовалось определенное время для перехода к нормальным условиям земной жизни. Несколько суток происходила адаптация организма этих космонавтов к условиям невесомости, после чего они смогли выполнять любые операции так же легко, как на Земле.
Отсюда можно сделать вывод, что процесс адаптации к невесомости в период полета в космосе, как и процесс реадаптации на Земле, у космонавтов проходил постепенно, в несколько этапов, в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
В результате космических полетов советскими и американскими космонавтами в настоящее время накоплен большой научный материал о влиянии невесомости на психофизиологические функции человека. Однако говорить о том, что проблема решена, еще рано.
Но вернемся к полету космического корабля «Союз-11». 7 июня космонавтам предстояло провести самый ответственный этап полета — стыковку. Утром на пульте управления «Союз-11» экипажем была включена специальная программа, с помощью которой предстояло провести сближение со станцией «Салют». В 7 часов 27 минут 47 секунд, когда расстояние между кораблем и станцией составляло 6 километров, на 20 секунд включился двигатель, и аппараты автоматически сблизились между собой до 100 метров. Дальше все управление по сближению и причаливанию экипаж проводил вручную. В 8 часов 58 минут стыковка корабля «Союз-11» со станцией «Салют» была завершена. Экипаж тщательно проверил герметичность соединения корабля и станции. После этого было выравнено давление в их отсеках. Убедившись, что все в норме, инженер-испытатель Виктор Пацаев первым перешел на борт «Салюта», следом за ним перешли и остальные члены экипажа. Это произошло 7 июня в 10 часов 45 минут.
Впервые на борт научной орбитальной станции транспортным кораблем был доставлен экипаж. С этого времени в космосе стала функционировать первая пилотируемая орбитальная научная станция. Командир станции Георгий Добровольский доложил на Землю о начале работы экипажа на борту «Салюта».
В первый день пребывания на станции экипаж осмотрел все ее помещения и произвел расконсервацию, а потом проверку научного оборудования. Пилотируемая научная орбитальная станция — это целая научная лаборатория. Длина ее около 20 метров. Объем всех помещений более 100 кубических метров. Вес вместе с кораблем «Союз-11» — около 25 тонн. Конструктивно станция выполнена так, чтобы экипаж в течение длительного времени мог проводить научно-технические и медико-биологические исследования и эксперименты. Для коррекции орбиты на борту имеются ракетные двигательные установки.
В 11 часов 02 минуты 8 июня экипажем была осуществлена первая коррекция, в результате чего высота увеличилась в апогее на 22 километра, в перигее — на 29 километров. На следующий день космонавты произвели настройку научной бортовой аппаратуры и законсервировали некоторые системы на корабле «Союз-11». Был успешно проверен ВШК (визир широкоугольный космонавта), который предназначен для ориентации по Солнцу и планетам. Кроме того, экипаж провел измерения уровня радиации на борту станции. Каждый из космонавтов надел специальный костюм «Пингвин», который создает костно-мышечным органам человека определенную нагрузку в состоянии невесомости.
Итак виток за витком продолжала полет в космосе научная орбитальная станция «Салют». Связь станции с Центром управления полетом была устойчивая. Космонавты чувствовали себя хорошо. 10 июня экипаж провел медико-биологические исследования состояния сердечно-сосудистой системы в условиях невесомости. С помощью специального многоканального усилительно-преобразующего устройства у космонавтов брались функциональные пробы для определения плотности костных тканей и состава крови.
Бортовые системы станции и научная аппаратура работали нормально. По установленному графику космонавты регулярно проводили телевизионные репортажи с борта станции. Бортинженер Владислав Волков и инженер-испытатель Виктор Пацаев неоднократно выполняли навигационные измерения, по результатам которых с помощью бортовой цифровой вычислительной машины определялись параметры орбиты станции.
В 7 часов 55 минут 24 июня космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев по продолжительности и дальности космического полета достигли тех результатов, которые были установлены за 18 суток полета А. Г. Николаевым и В. И. Севастьяновым на корабле «Союз-9».
Ровно через двое суток, т. е. 26 июня, когда истекли 20 суток полета, экипаж пилотируемой орбитальной научной станции стал обладателем абсолютных мировых рекордных достижений по продолжительности и дальности космического полета. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев к этому времени перекрыли по указанным параметрам мировые достижения, ранее установленные их друзьями Андрияном Николаевым и Виталием Севастьяновым в космическом полете 1 — 19 июня 1970 г. на корабле «Союз-9». Космонавты на корабле «Союз-11» и станции «Салют» в общей сложности совершили вокруг нашей планеты около 340 витков, пробыли в космосе более 480 часов и перекрыли расстояние, равное 13 440 000 километров. До окончания программы полета оставалось менее четырех суток. 27 и 28 июня космонавты еще раз проверили все бортовые системы станции и корабля «Союз-11», выполнили ряд медико-биологических экспериментов. По докладу космонавтов все бортовые системы корабля и станции работали нормально.
29 июня 1971 г.— последний день полета. На борт орбитальной научной станции с Земли поступило указание о завершении полета и подготовке к посадке. Космонавты, убедившись в нормальной работе всех систем корабля и станции, приготовились к посадке. Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев перенесли бортовые журналы и другие материалы научных исследований из станции «Салют» в корабль «Союз-11». Космонавты заняли свои рабочие места, привязались ремнями и после этого проверили работу всех бортовых систем корабля. В отсеках «Союз-11» давление, температура были в норме. Вся аппаратура работала нормально. Радиосвязь с Землей была устойчивой.
В 21 час 28 минут была успешно проведена расстыковка корабля «Союз-11» с орбитальной станцией «Салют», о чем экипаж доложил на Землю. Космический корабль «Союз-11» начал свой самостоятельный полет без станции «Салют». Все системы корабля «Союз-11» функционировали нормально. Около 4 часов продолжался полет «Союза-11» в космическом пространстве до включения автоматической системы ориентации. Примерно в 1 час 10 минут 30 июня 1971 г. была включена система ориентации корабля, а через 25 минут — тормозная двигательная установка, проработавшая расчетное время. Наступил момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков. С этого времени с экипажем космического корабля «Союз-11» связь прекратилась. Спускаемый аппарат, в котором находились космонавты Добровольский, Волков и Пацаев, вошел в плотные слои атмосферы. В 2 часа 02 минуты была введена в действие парашютная система. На высоте 9000 метров раскрылся парашют.
Связи с космонавтами нет. К месту посадки корабля подходила группа вертолетов службы поиска и встречи. В воздухе кружили самолеты. С вертолета Ми-6, в котором мы находились, хорошо было видно, как плавно, медленно покачиваясь под куполом большого парашюта, спускалась кабина корабля «Союз-11». У самой земли включились пороховые двигатели мягкой посадки. Кабина «Союза-11» на какое-то мгновение зависла и медленно опустилась на землю.
Записываю: «В 2 часа 15 минут московского времени произвел посадку спускаемый аппарат «Союз-11» с космонавтами Г. Т. Добровольским, В. Н. Волковым и В. И. Пацаевым». Бежим к месту приземления. Группа технического обеспечения открывает люк. Из кабины корабля «Союз-11» выносим Георгия Тимофеевича Добровольского, Владислава Николаевича Волкова и Виктора Ивановича Пацаева. Космонавты без признаков жизни. Врачи сделали все, что от них зависело, но было уже поздно.
По предварительному заключению врача Анатолия Александровича Лебедева на месте посадки установлено, что экипаж погиб от резкого понижения давления в кабине корабля. Как выяснилось позже, экипаж «Союза-11» погиб в результате нарушения герметичности корабля. Летчики-космонавты СССР Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев полностью выполнили программу научных исследований. Они внесли огромный вклад в дело развития орбитальных пилотируемых полетов.
Записи, сделанные космонавтами в бортовых журналах, личные доклады, записанные на магнитную пленку, большое количество кинокадров, заснятых в космосе, были изучены учеными.
За 24 дня полета летчики-космонавты СССР Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев выполнили обширный комплекс работ, имеющих большое научно-техническое и народнохозяйственное практическое значение. Они провели испытания в условиях полета сложной системы «Салют—Союз», имеющие перспективное значение для других кораблей и станций, которые вслед за «Союзом-11» выйдут в просторы Вселенной.
Читайте в рубрике «История космонавтики»: |