Космонавт Герман Титов
Шестого августа 1961 года все радиостанции в СССР и за рубежом сообщили о втором полете человека в космос. В этот день был выведен на орбиту космический корабль «Вссток-2». На борту которой находился летчик-космонавт майор Герман Титов. Запуск «Востока-2» стал номером два в истории освоения космического пространства: в течение 25 часов 11 минут корабль произвел более 17 витков вокруг Земли, а в общей сложности «маршрут» второго космонавта планеты составил 703 143 км!
Биография Германа Титова до того момента, как он стал космонавтом номер два, кажется на первый взгляд вполне обыкновенной. Титов является почти ровесником Юрия Гагарина: родился Герман Степанович 11 сентября 1935 года. Уроженец Алтайского края, после окончания школы он поступил в Волгоградское военно-авиационное училище, которое успешно окончил в 1957 году, получив квалификацию военного летчика. Затем Титов был направлен на службу в летные части, в ленинградский военный округ. Еще до начала «космической» карьеры на счету у Германа Титова имелось множество профессиональных заслуг. В его летных документах значится, что он сале 800 раз совершил вылеты на самолетах различных типов: как с реактивным, так и с поршневым двигателем. На счету отважного летчика — огромное количество прыжков с парашютом.
Вот что говорил как-то Герман Степанович, вспоминая о своей работе на сверхзвуковых машинах: «Иной раз заберешься на такую высоту, что, кажется, находишься в космическом полете: и скорость хорошая, и небо почти такое же темное, как в космосе. Но наступает момент, когда самолет становится почти неуправляемым, плотность атмосферы падает и аэродинамические рули оказываются малоэффективными. В такую минуту думаешь: подкинуть бы еще силенок двигателю — и полетел бы еще выше. Но самолет не ракета».
В 1960 году вместе с Юрием Гагариным его зачислили в отряд космонавтов. А всего лить год спустя в истории космонавтики появилась новая замечательная страница: Титов не только повторил подвиг своего предшественника, Ю. А. Гагарина, но и первым в мире совершил длительный космический полет.
Благополучное возвращение на Землю корабля «Восток-1», пилотируемого Гагариным, хороню результаты проверки функционирования систем этого летательного аппарата, полученные в ходе полета первого космонавта, дали возможность осуществить следующий запуск человека в космос. На этот раз было решено выполнить гораздо более продолжительный, суточный полет. Программа, которую предстояло реализовать космонавту номер два, включала в себя исследование многочасового воздействия на человеческий организм состояния невесомости.
Результаты исследований могли быть интересны в первую очередь ученым медикам, биологам, психологам и т. п. Прежде всего предполагалось определить, является ли пребывание человека в условиях невесомости опасным для его организма, изучить воздействие состояния невесомости на работу кровеносной, пищеварительной и дыхательной систем.
К тему времени в научных кругах стожились кардинально противоположные мнения о том, как будет осуществляться функционирование всех жизненно важных органов человека в столь необычней среде. Проводить подобные эксперименты на Земле казалось практически нереальней задачей, и искусственно седлать условия, аналогичные тем, с которыми столкнулся в ходе космического полета Юрий Гагарин, представлялось почти невозможным.
Ученых, которым предстояло координировать полет второго космонавта Земли, интересовали самые различные вопросы. Во-первых, следовало понаблюдать за тем, как происходит в условиях космической невесомости смена периодов сна и бодрствования; во-вторых, как отражается «переход в новое состояние» на режимов труда и отдыха, режиме питания; в-третьих, необходимо было выяснить воздействие необычней смены времени суток на человеческий организм в целом и на отдельные его системы.
Определив характер изменений основных физиологических процессов, можно было более четко планировать последующие полеты человека в космос, совершенствуя принципы отбора космонавтов для осуществления продолжительных полетов, составляя оптимальную программу предполетной подготовки и тренировок будущих покорителей космического пространства.
Креме того, перед Германом Титовым были поставлены следующие задачи: контроль за функционированием приборов, размещенных на борту корабля, поддержание ориентации космического аппарата в пространстве с помощью ручного управления, осуществление с борта корабля связи с наземными радиостанциями, наблюдения за земной поверхностью и космическим пространством, включая также и съемку определенных явлений на кинопленку, проведение экспериментов в области биологии и медицины.
«Режим дня» космонавта, отправившегося в суточный полет вокруг земного шара, определялся обычными условиями жизни, к которым он привык на Земле.
Для того чтобы успешно осуществлять наблюдение за радиационным уровнем, на корабле были установлены специальные дозиметрические устройства. Кабина «Востока-2» была оснащена и индивидуальными дозиметрами, с помощью которых находящийся на борту космонавт мог измерить общее количество радиационных излучений и выявить их происхождение. Если бы на борту сложилась опасная для здоровья радиационная обстановка, то можно было сразу же сообщить на Землю о необходимости экстренного приземления космического аппарата.
Когда «Вссток-2», пилотируемый Титовым, был выведен на орбиту, космонавт испытал примерно те же самые ощущения, что и Гагарин. Точно так же на организм воздействовали шум двигателей, вибрации и перегрузки, затем — состояние невесомости. В первые мгновения пребывания в условиях невесомости Герману Титову показалось, что он находится в перевернутом положении, некоторое время спустя такое смущение прошло.
Уже на первом витке вокруг Земли космонавт приступил к выполнению поставленных перед ним задач: ровно в 10 часов утра он сориентировал космический аппарат в пространстве, прибегнув к помощи системы ручного управления. Когда корабль находился на втором витке, Титов начал наблюдения за небом и земной поверхностью.
Киносъемка осуществлялась в течение всего полета непосредственно через иллюминаторы «Востока-2». Полученные в результате этих наблюдений снимки представляли собой весьма полезные данные для метеостанций. Зафиксированные на пленке облачные поля являлись важной информацией, предназначенной для метеорологических исследований.
В 12 часов 30 минут по московскому времени корабль совершал уже третий виток вокруг земного пара. Этот период в «распорядке дня» Германа Титова был отмечен графой «обед». Космонавту предстояло на практике оценить все достоинства космического питания. Меню завтраков, обедов и ужинов на борту корабля включало в себя различные виды пищи помешенной в тубы, напоминающие мягкие тюбики с зубной пастой.
Так, в состав пищевого рациона космонавта входили пюреобразные супы, плавленый сыр, паштеты из мяса и печени, ягодный джем, свежий сок и кофе. Присутствовал среди «космических» продуктов и хлеб, но только в довольно необычном виде: в ферме шариков, напоминающих крупные пилюли. Питьевая вода хранилась в специальном полиэтиленовом контейнере, пользоваться которым было удобно даже в состоянии невесомости.
В ходе всего космического полета Титову предстояло вести запись наблюдений в бортовом журнале, осуществлять систематическую радио-связь с пунктами, расположенными на Земле. Исследовании медицинского характера, которые необходимо было провести во время пребывания в космосе, включали в себя эксперименты по изучению деятельности вестибулярного аппарата в условиях невесомости.
Как известно, функции вестибулярного аппарата имеют огромное значение для нормальней ориентации человека в пространстве, а также для четкой координации движений тела. Результаты тестов и проб должны были помочь ученым и медикам прийти к заключению о нервно-психическом состоянии человека и уровне его работоспособности в условиях длительного космического полета.
По мнению врачей, наблюдавших Титова, пребывание его в космических условиях в течение суток не привело к серьезным нарушениям функций той или иной системы организма. Медики обратили внимание лишь на определенные изменения в деятельности вестибулярного аппарата, в результате которых космонавт периодически испытывал неприятные ощущения. Тем не менее они исчезали после кратковременного отдыха в кресле кабины корабля: Титов усаживался в кресло и оставался в спокойном положении в течение нескольких минут, стараясь не делать поворотов головы в сторону. Таким образам самочувствие космонавта быстро приходило в норму.
Что касается работоспособности космонавта, то она на протяжении всего полета оставалась высокой, хотя заданная программа оказалась достаточно сложной для выполнения.
Все приборы и устройства на борту «Востока-2» в течение всего суточного пребывания Германа Титова в космосе функционировали исправно. В кабине корабля поддерживалась определенная температура с помощью средств терморегуляции. За 25-часовой период, проведенный космонавтом на боргу, она изменялась по мере необходимости от 10 до 25 ° С.
К утру следующего дня, 7 августа, программа полета подошла к своему завершению. Совершив 17 витков вокруг планеты, «Восток-2» с помощью автоматических приборов сориентировался в направлении Солнца. Была пущена в ход тормозная установка, космический аппарат произвел выход с орбиты и начал спускаться. Через некоторое время было выполнено отделение приборного отсека от спускаемого аппарата, и последний вошел в область высоких перегрузок и температур.
Скорость движения корабля стала постепенно снижаться, Титов начал готовиться к катапультированию на Землю. В 10 часов 11 минут по московскому времени космонавт приземлился на парашюте в одном из районов Саратовской области, неподалеку от города Красный Кут.
Исследования, проведенные во время полета «Востока-2», подтвердили предположения некоторых ученых о том, что человек в условиях невесомости может поддерживать работоспособность на нормальном уровне даже при продолжительном пребывании в космосе. Кроме того, космический аппарат «Восток» еще раз зарекомендовал себя с самой лучшей стороны, продемонстрировав надежную и четкую работу всех размешенных на нем систем и приборов.
За заслуги в области освоения космического пространства Герману Степановичу Титову было присвоено звание Героя Советского Союза; он удостоен и других высоких наград: двух орденов Ленина, золотой медали имени К. Э. Циолковского.
Читайте в рубрике «История космонавтики»: |