Космонавт Алексей Леонов
Известие о первом старте космического корабля, пилотируемого Ю. А. Гагариным, потрясло весь мир, но и последующие достижения советской космонавтики не переставали удивлять человечество. Спустя всего лишь четыре года после гагаринского полета к звездам летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым вышел в открытый космос. Многим это казалось невероятным…
На экранах телевизоров мелькали совершенно фантастические кадры: миллионы людей, находясь в своих квартирах, могли наблюдать, как отважный космонавт Леонов «плывет» по околоземной орбите. Но сколько труда и мужества требовало такое кратковременное путешествие по открытому пространству Вселенной, знали только люди, непосредственно занимающееся подготовкой к этому полету. Среди них — талантливые ученые-физики и конструкторы, медики и биологи, космонавты…
Целью данного космического рейса являлось осуществление выхода человека в открытый космос для проведения серии исследований, главным образом медико-биологического характера. Кроме того, планировалось выполнить задания, основанные на наблюдениях за земной атмосферой.
Итак, первый выход человека в космическое пространство из кабины корабля датируется 18 марта 1965 года. В этот дань, в 10 часов утра по московскому времени, с космодрома Байконур был запулен многоместный космический корабль «Восход-2», пилотируемый двумя космонавтами: Павлом Ивановичем Беляевым (командир корабля) и Алексеем Архиповичем Леоновым (второй пилот).
Алексей Леонов родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка, что в Кемеровской области. Окончив в 1957 году военно-авиационное училище в Чугуеве, проходил службу в авиационных частях в качестве военного летчика. Так же, как Гагарин и Титов, был принят в члены отряда космонавтов в 1960 году. Спустя три года после осуществления знаменитого полета с выходом человека в открытый космос, в 1968 году, Алексей Леонов окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
Космический летательный аппарат «Восход», на котором Леонову предстояло отправиться в космос, — первый в мире корабль-спутник, являющийся многоместным летательным космическим аппаратом. Так же, как и «Восток», он состоит из приборного отсека испускаемого аппарата, где в течение всего полета находятся космонавты. Однако на этот раз спускаемый аппарат шарообразной формы был сконструирован в виде двухместной кабины. Создание данного космического корабля также происходило под руководством С. П. Королева.
Масса космического корабля «Восход» составляет 5320 кг. В кабине спускаемого аппарата размешены кресла для космонавтов, оснащенные амортизаторами и пультом управления. Для ориентации корабля в пространстве использовалась ручная система управления. Кроме того, космический аппарат был оборудован приборами системы жизнеобеспечения, средствами радиосвязи, фото-, теле- и киноаппаратурой, запасами
продовольствия, питьевой вода и всей необходимой аппаратурой, предназначенной для проведения намеченных экспериментов.
Устройство кресел в кабине стало более совершенным, что облегчило воздействие на космонавтов тех значительных перегрузок, которые они испытывают и в момент отрыва корабля от Земли, и при посадке на Землю.
Конструкция кабины обеспечивала надежную герметичность, что давало возможность находящемся там космонавтам обходиться без скафандров. Разумеется, работать в таких условиях было гораздо удобнее, чем в кабине «Востока».
Для ведения киносъемки и фотосъемки космонавты пользовались наружной телекамерой, снабженной видеоустройством. На одном из иллюминаторов, через которые проводились наблюдения за земной атмосферой, был вмонтирован оптический прибор для ориентации системы ручного управления кораблем.
Приборный отсек «Восхода-2» был оснащен радиоприборами, системами управления и терморегуляции, источниками электропитания и двигательным устройством, в состав которого входили два тормозных двигателя (основной и резервный). Резервный двигатель обеспечивал больною высоту полета корабля по орбите, и в этом также состояло преимущество многоместного летательного аппарата «Восход» перед «Востоком».
Приземление корабля осуществлялось следующим образом: в заданное время проседало отделение одного отсека от другого. Когда корабль находился на высоте 5 км от Земли, должна была автоматически откидываться крышка парашютного лиса, а затем срабатывала парашютная система. Уже на незначительной высоте над Землей в действие вступали двигатели мягкой посадки, и после этого спускаемый аппарат, обладающий почти нулевой скоростью, приземлялся. Причем посадка корабля могла происходить даже на водной поверхности, поскольку «Восход» являлся непилотируемым космическим аппаратом.
Вывод корабля на орбиту проводился с помощью трехступенчатой ракеты-носителя, оборудованной жидкостными ракетными двигателями с очень высокой тягой.
Перед стартом корабля «Восход-2» с Беляевым и Леоновым на борту, как обычно, приехали все те, кто готовил этот полет и руководил им. Прибыл и Королев. Несмотря на огромную занятость (Королев многие подготовительные работы контролировал сам), он выбрал время для того, чтобы немного поговорить с космонавтами перед полетам. Кстати, накануне того дня, на который был назначен полет, Сергей Павлович также встречался с Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, интересовался предстартовым настроением космонавтов.
Алексей Леонов оказался не только высококлассным летчиком, но и замечательным художникам. Рисованием увлекался всегда и решил не упускать столь редкой возможности запечатлеть на бумаге космические пейзажи…
Наиболее интересным и даже забавным в предстартовой подготовке Леонову показалось облачение космонавтов в костюмы, в которых им предстояло отправиться в полет. Процесс надевания скафандров был отнюдь не кратковременным: под скафандром на теле космонавта находятся всевозможные датчики, с помощью которых медики, наблюдающие за состоянием человека в космосе, получают необходимую им информацию.
Сами же космические костюмы, в которых Леонову и Беляеву предстояло работать в космосе, обладали сразу двумя достоинствами: и внешне выглядели достаточно «элегантно», и отлично обеспечивали все аспекты жизнедеятельности космонавта. Они почти идеально подходили для существования в условиях космической среды, в них можно было легко передвигаться, выполнять ту или иную работу.
Таким образом, одевшись по последнему слову «космической моды», Леонов и Беляев отправились на автобусе к стартовой площадке. Уже остались позади все обычные приготовления и проверка оборудования, прозвучали слова пожеланий счастливого пути, адресованные космонавтам, стрелка часов приблизилась к цифре 10. И вот, наконец, распалась команда: «Подъем!», начал нарастать глуховатый шум двигателей, и «Восход-2» устремился вверх.
Один из самых ответственных этапов полета — выведение корабля на орбиту — был благополучно проведен. Что касается подготовки выхода Алексея Леонова в открытое космическое пространство, то она началась непосредственно после выведения «Восхода-2» на орбиту. В то время корабль наждался как раз над территорией африканского материка. Алексей с помощью командира корабля надел на спину специальный баллон с кислородом, после проверки надежности скафандра открыли люк, и Леонов вышел в шлюзовую камеру.
Находясь в открытом космосе, Леонов выполнил в общей сложности пять отходов и подходов к кораблю.
Стоит отметить, что во время предполетной подготовки на Земле космонавт тренировался в специально оборудованной шлюзовой камере, где в условиях кратковременной невесомости тщательнейшим образом отрабатывались все движения, которые предстояло затем произвести уже в открытом космосе. И теперь Алексей выполнял все необходимые действия в таком же порядке, что и в ходе тренировок. Во избежание удара о борт космического аппарата нужно было приближаться к кораблю головой вперед, вытянув руки, а отходить, наоборот, вперед спиной. Ориентиром для космонавта во время его необычной космической «прогулки» служило Солнце, которое попеременно оказывалось то за спиной, то над головой.
В ходе своего пребывания в открытом космосе Леонов поддерживал телефонную связь с Павлом Беляевым и Землей. В кабине «Восхода-2» была размешена специальная аппаратура, дающая возможность командиру корабля постоянно стелить за самочувствием находившегося за бортом товарищ: осуществлялся контроль за дыханием и пульсом, а также функционированием автономной системы жизнеобеспечения.
Алексей Леонов провел в открытом космическом пространстве 12 минут, свободно перемещаясь в нем, а в общей сложности время его пребывания вне космического корабля составило 24 минуты. Впоследствии художник Алексей Леонов осуществил свой давний творческий замысел, перенеся свои впечатления о космосе на лист бумаги.
Когда корабль находился над территорией Сибири, космонавт вернулся на борт. Переместившись из открытого космоса в кресло кабины, Леонов зафиксировал свои наблюдения в бортовом журнале. После этого вместе с Павлом Беляевым он приступил к выполнению всех остальных заданий, в числе которых следует особо отметить исследования чувствительности вестибулярного аппарата и функционирования нервной системы в условиях космической невесомости.
Полетная программа «Восхода-2» должна была завершиться на следующий день, 19 марта. Совершив 17 витков вокруг Земли, космический корабль начал сходить с орбиты. Первоначально предполагалось, что посадка будет производиться с помощью автоматической системы управления. Однако на семнадцатом витке вокруг Земли экипаж «Восхода-2» зарегистрировал определенные помехи в работе системы солнечной ориентации, поэтому космонавты приняли решение вести подготовку к посадке при помещу ручного управления. Это решение одобрили в ЦУПе, и, несмотря на то что автоматическая система не была задействована при сходе корабля с орбиты (как планировалось при создании кораблей типа «Восход»), приземление прошло вполне благополучно.
«Восход-2» произвел посадку в 12 часов 2 минуты по московскому времени в районе города Пермь. Таким образом, Леонов и Беляев находились в полете в течение 26 часов 2 минут.
В результате этого первого в мире полета с выходом человека в открытый космос была доказана возможность нормальней жизнедеятельности организована в условиях космического пространства при использовании автономной системы жизнеобеспечения.
Исследования, проведенные экипажем корабля, оказались весьма ценными для науки и техники. Это подтверждает последующие создание космических орбитальных станций с экипажем на борту, работа которых играла заметную роль в различных хозяйственных отраслях страны. Подвиг Алексея Леонова проиллюстрировал неисчерпаемые возможности человека в области освоения космических объектов, наметил реальные перспективы полетов кораблей на Луну и к другим планетам Солнечной системы.
За осуществление космического полета на корабле-спутнике «Восход-2» Алексею Леонову было присвоено звание Героя Советского Союза. Его заслуги в области космонавтики отмечены и другими наградами, среди которых — золотая медаль имени К. Э. Циолковского, золотая медаль «Космос»; удостоен летчик-космонавт Леонов и множества наград зарубежных стран. Именем Алексея Леонова был назван один из кратеров на обратной стороне Луны.
Читайте в рубрике «История космонавтики»: |