«Союз-12»: позывные «Урала» на орбите
Лаконичные строчки ТАСС сообщали: «В соответствии с программой исследований в околоземном космическом пространстве 27 сентября 1973 года в 15 часов 18 минут по московскому времени в Советском Союзе осуществлен запуск космического корабля «Союз-12».
Космический корабль, выведенный на расчетную орбиту спутника Земли, пилотирует экипаж в составе командира корабля подполковника Лазарева Василия Григорьевича и бортинженера Макарова Олега Григорьевича».
Уже позднее, возвратившись на Землю, на встрече с журналистами в Звездном городке Олег Макаров рассказывал: «Конечно, у нас было какое-то представление о космосе, мы видели массы фотографий, слушали рассказы товарищей. Но реальность неизмеримо богаче. Земля неописуемо красива. Я читал, что наша планета из космоса бело-голубая, но не мог себе представить, что она настолько ослепительно белая и голубая, что такие кирпично-красные материки». Да, это был их первый полет. Весьма короткий, если судить по времени, проведенному в космосе. Однако каждая минута их рабочего времени была насыщена до предела.
— «Урал», «Урал», я — «Заря». Как слышите нас?
— «Заря», слышу вас отлично. Приступаю к проведению заданной программы исследований.
Так начинался очередной сеанс связи Центра управления полетом с космическим кораблем. Программа полета была достаточно сложной. В первый день отрабатывались различные маневры. «Союз» может быть и самостоятельной космической лабораторией, и транспортным кораблем, предназначенным для связи с орбитальными станциями. Дважды они включали двигатели корабля — сначала в апогее, а затем в перигее. В результате корабль перешел на почти круговую орбиту с параметрами:
- максимальное удаление от Земли (в апогее) — 345 километров;
- минимальное удаление от поверхности Земли — 326 километров;
- период обращения — 91 минута;
- наклонение орбиты — 51,6 градуса.
Большое место в программе полета занимали вопросы автономной космической навигации. Космонавты проверили действие контроля ориентации, позволяющего выяснить, правильно ли автоматика развернула корабль, чтобы двигатели дали импульс в нужном направлении. Затем наступила очередь проверить в действии прибор ночного видения для ориентации корабля на теневой стороне Земли. Работа прибора была признана отличной. Все эти эксперименты имели своей целью дать космическим кораблям в будущих длительных и дальних полетах большую автономию, уменьшить их зависимость от наземного Центра управления полетами.
На другой день космонавты занялись, если так можно выразиться, «земными» делами, т. е. приступили к изучению земной поверхности с целью исследования природных ресурсов. Космические фотографии интересны тем, что они позволяют охватывать огромные территории, причем в различных участках спектра — от видимого света до инфракрасного. Сравнивая затем эти снимки с более крупномасштабными аэрофотосъемками и с наблюдениями наземных поисковых партий, можно выявить определенные закономерности, позволяющие вести целенаправленные исследования по фотографиям отдельных регионов, снятых с орбиты.
Однако уже близится завершение полета. Занятые работой, космонавты и не заметили, как пролетело двое суток. Надо готовиться к спуску. Надев скафандры, которые они сняли после того как корабль вышел на орбиту, космонавты закрыли люк между спускаемым аппаратом и орбитальным отсеком, предварительно перенеся в спускаемый аппарат кассеты с пленкой и записи с результатами исследований. Высокая орбита «Союза-12» заставила включить тормозную установку еще над Атлантическим океаном. И, наконец, на 32-м витке произошло разделение отсеков корабля, и спускаемый аппарат перешел на траекторию снижения.
На высоте 7,5 километра была введена в действие парашютная система, непосредственно у Земли сработали двигатели мягкой посадки, и спускаемый аппарат плавно опустился в расчетном районе в 400 километрах юго-западнее города Караганды. Думаю, что небезынтересна оценка полета, данная К- П. Феоктистовым:
«Пожалуй, трудно припомнить другой запуск, программа которого была бы так насыщена динамическими операциями, то есть работой самого корабля, его двигателей. Все выполнялось спокойно, без суеты. Такая аккуратность очень важна для всесторонней проверки усовершенствованной аппаратуры и приборов. И конечно, это в первую очередь заслуга экипажа. Сказалось отличное знание техники космонавтами».
Читайте в рубрике «История космонавтики»: |