Западный испытательный полигон США

Западный испытательный полигон США Западный испытательный полигон США

Западный испытательный полигон — второй по величине и значению космодром США — расположен в 250 км от г. Лос-Анджелес (штат Калифорния, координаты 34° 40' с.ш. и 120° 40' з.д.), на западном побережье Тихого океана и занимает площадь около 400 кв. км. Космодром растянулся вдоль береговой линии примерно на 40 км. С востока он отгорожен хребтами Береговых гор, а с юга — горами Санта-Инес.

В состав испытательного центра входят испытательная база ВВС США Ванденберг, полигоны — Пойнт-Мугу, Пойнт-Аргуэльо и внутренний полигон. Здесь сосредоточены 11 стартовых комплексов с 20 стартовыми позициями. Принадлежность министерству обороны США определяет отсутствие достоверной информации о числе, назначении и дислокации стартовых комплексов.

Авиабаза Ванденберг и полигон Пойнт-Аргуэльо используются для запуска космических аппаратов военного назначения "Дискаверер", "Мидас", "Самос" и т.п. На базе имеются три стартовых комплекса для ракет-носителей "Атлас", два для ракет-носителей "Титан" и один для ракет-носителей "Скаут". Кроме того, здесь же расположены 14 стартовых комплексов для пусков и испытаний ракет "Минитмен".

Трассы полетов ракет-носителей проходят над акваторией Тихого океана, что значительно упрощает решение вопросов безопасности и экологии в районах падения первых ступеней ракет-носителей и резко сокращает расходы на отвод земель и содержание районов падения.

Трасса протяженностью более 16 тыс. км оснащена десятками измерительных пунктов и имеет три испытательных района: Гавайские острова, атолл Кваджалейн и атолл Эниветок. Измерительные пункты расположены в районах стартовых позиций на материке, а также на островах Тихого океана Оаху, Мауи, Кантон, Кваджалейн, Гуам и др.

Сектор стрельбы находится в пределах 170°...30Г. Диапазон наклонений орбит космических аппаратов, запускаемых с этого полигона, — от 34° 2' до 90° (при западном направлении) и от 81° 48' до 125° (при восточном направлении).

ЗИП имеет одну особенность: запуски космических аппаратов и ракет-носителей производятся, как правило, в направлении против вращения Земли, т.е. на запад. Это обусловлено его расположением, так как при "стрельбе" на восток трассы полетов проходят над густонаселенными районами США, что небезопасно.

Западный испытательный полигон обеспечивает ежегодно до 140 пусков боевых ракет и ракет-носителей и является единственным полигоном в США, который позволяет производить пуски космических аппаратов на орбиты, проходящие через полюсы Земли. При этом полет ракет-носителей на начальных участках не происходит над населенными пунктами страны.

Первый космический запуск с Западного испытательного полигона был произведен в феврале 1959 г. — это был космический аппарат "Дискаверер-Г.

Общие расходы на создание полигона оцениваются в 1,5 млрд дол., а стоимость оборудования превышает 220 млн дол. (без учета стоимости стартово-посадочного комплекса МТКК "Спейс шаттл"). На эксплуатацию полигона ежегодно расходуется около 60 млн дол. Общая численность специалистов полигона превышает 17 тыс. человек, из них 9,6 тыс. — военнослужащие. Кадровый состав укомплектован специалистами с таким расчетом, чтобы полигон мог быть использован всеми видами вооруженных сил.

Кроме штатного персонала на объектах находятся представители основных подрядных организаций (более 800 человек), которые обеспечивают техническое обслуживание и выполняют другие необходимые работы.

14 мая 1984 г. на авиабазе состоялось официальное торжественное открытие стартово-посадочного комплекса МТКК "Спейс шаттл". О масштабах произведенных работ и затратах можно судить по таким цифрам: использовано 24 тыс. т стальной арматуры; заложено более 200 тыс. куб. м бетона; затраты составили 1750 млн дол.

При создании комплекса в максимальной степени были использованы имевшиеся на базе Ванденберг сооружения и технологические системы стартового комплекса "Титан-ЗМ".

В число дооборудованных сооружений и агрегатов комплекса вошла мобильная башня обслуживания, которая после некоторой модификации обеспечивала возможность сборки системы "Шаттл" на стартовой позиции. Стартовая позиция для нее была построена на расстоянии 45 м от стартовой позиции комплекса "Титан-ЗМ".

Соответственно продлена специальная колея, по которой передвигалась мобильная башня обслуживания. Существовавший газоход для отвода истекающих струй газов трех жидкостных реактивных двигателей основной двигательной установки орбитального самолета был продлен под землей до новой стартовой позиции. Для отвода истекающих струй твердотопливных блоков первой ступени системы "Шаттл" было создано два новых газохода. Среди новых сооружений стартового комплекса были смонтированы емкости для жидкого водорода и кислорода, вспомогательная башня на новой стартовой позиции, мобильное здание для проверки полезного груза.

Порядок подготовки системы "Шаттл" к полету следующий. После приземления орбитальный самолет буксируется в здание обслуживания и проверки. Снаряженные топливом отдельные секции твердотопливных блоков доставляются рельсовым транспортером из специального хранилища на стартовую позицию, где производятся их сборка и проверка. Далее на стартовую позицию доставляется топливный бак, он пристыковывается к твердотопливным блокам. Орбитальный самолет доставляется из здания обслуживания на стартовую позицию и пристыковывается к топливному баку, после чего с помощью мобильной башни устанавливается полезный груз.

При старте с базы Ванденберг азимут пуска системы "Спейс шаттл" ограничен азимутом стрельбы 140...208°. При азимуте менее 140° трасса прошла бы над Мексикой, при азимуте более 208° — над Гавайскими островами. При запуске с базы Ванденберг максимальная масса полезного груза орбитальной ступени составляла 20,5 т.

Для приема орбитального корабля МТКК "Спейс шаттл" был создан соответствующий посадочный комплекс с посадочной полосой длиной 4500 м и шириной 90 м. С торцов полосы оборудованы концевые зоны безопасности длиной 300 м. Для выполнения искусственного покрытия полосы потребовалось 190 тыс. куб. м бетона, 1000 железнодорожных вагонов цемента и 1000 вагонов смеси известняка и песка.

Посадочная полоса была ориентирована в направлении с севера на юг. Как правило, орбитальный самолет совершал заход на посадку с северного торца полосы, в некоторых случаях с южного. Эта полоса обеспечивала посадку орбитального самолета в случае аварийного прекращения полета.

В 1987 г. была завершена реконструкция аэродрома на о. Пасхи, предоставленного Чили для возможной аварийной посадки МТКК "Спейс шаттл" при запусках с базы ВВС Ванденберг. Стоимость этих работ составила 8 млн дол.

Космодромы

Читайте в рубрике «Космодромы»:

/ Западный испытательный полигон США
Рубрики раздела
Последние статьи